Подшипники Качения Недостатки
Эти преимущества подшипников качения обеспечивают им широкое распространение в различных областях машиностроения и приборостроения. Подшипники качения стандартизованы. Массовое производство их на специализированных заводах позволяет выпускать подшипники качения высокого качества при сравнительно небольшой стоимости. Отечественная промышленность изготовляет подшипники качения свыше 1000 типоразмеров с диапазоном наружных диаметров 1 мм...З м.
Недостатки подшипников качения:
- низкая долговечность при больших угловых скоростях и больших нагрузках;
- ограниченная способность воспринимать ударные и динамические нагрузки;
- большие габариты по диаметру, особенно при больших нагрузках;
- высокая стоимость при мелкосерийном производстве уникальных подшипников.
По форме тел качения различают шариковые (рис. 1) и роликовые (рис. 2) подшипники.
Роликоподшипники в зависимости от формы роликов бывают с
- цилиндрическими короткими (рис. 2, а),
- длинными, витыми, бочкообразными (рис. 2, б),
- коническими (рис. 1, в),
- игольчатыми (длинные цилиндрические ролики малого диаметра) роликами.
Шарикоподшипники работают лучше, чем роликоподшипники, при больших угловых скоростях, обладают большей самоустанавливаемостью, и все они могут воспринимать осевую нагрузку. Роликоподшипники обладают большей грузоподъемностью.
По числу рядов тел качения подшипники качения различают
- однорядные (рис. 1, а, в, г; 2, а, в),
- двухрядные (рис. 1, б; 2, б),
- многорядные.
В зависимости от направления нагрузки различают подшипники качения:
- радиальные, воспринимающие только радиальную нагрузку (рис. 2, а) или радиальную и некоторую осевую нагрузку (рис. 1, а, б; 2, б);
- упорные, воспринимающие только осевую нагрузку (рис 1, в);
- радиально-упорные (рис. 1, г; 2, в) и упорно-радиальные, воспринимающие комбинированную — радиальную и осевую - нагрузку.
По конструкции и условиям эксплуатации подшипники качения подразделяются на
- несамоустанавливающиеся (рис. 1, а, в, г; 2, а, в)
- самоустанавливающиеся (рис. 1, б; 2, б).
Ряд однотипных подшипников качения, габаритные размеры (диаметры и ширина или высота) которых соответствуют установленным размерным рядам ГОСТ 3478-79, составляет стандартную размерную серию. Различают подшипники качения следующих серий:
по радиальным габаритным размерам —
- сверхлегкие (две серии),
- особо легкие (две серии),
- легкие,
- средние,
- тяжелые (семь серий);
по ширине —
- узкие,
- нормальные,
- широкие и особо широкие.
Примерное соотношение между габаритами различных серий подшипников качения одного и того же внутреннего диаметра показано на (рис. 3). Наиболее распространены подшипники качения легких и средних серий нормальной ширины.
Рис. 3